Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23»г. Усинска Утверждено приказом Заведующего от 20.10.2023 г. № 464 Принято: Общим собранием работников, протокол от 19.10.2023 г.№ 01; Советом детского сада протокол от 19.10.2023 года № 01 Положение об организации питания детей 1.Общие положения 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года, СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", нормами СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Приказом Минздравсоцразвития России № 213н и Минобрнауки России №178 от 11.03.2012г «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений», Федеральным законом № 29-ФЗ от 02.01.2000г «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в редакции от 1 января 2022 года), Уставом дошкольного образовательного учреждения. Определяет деятельность должностных лиц, работающих в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 23» г. Усинска, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования (заведующего, шеф-повара, заведующего продуктовым складом, воспитателей, младших воспитателей, работников пищеблока), а также деятельность родительской общественности: по формированию рационов питания детей дошкольного возраста в соответствии с принципами здорового питания; организации производства и реализации кулинарной продукции на пищеблоке; организация хранения пищевых продуктов; организации приема пищи детьми; организации производственного контроля за питанием детей; организации общественного контроля за питанием детей; порядок финансового обеспечения питания воспитанников. 1.2. Организация питания воспитанников возлагается на МАДОУ «Детский сад № 23» г. Усинска (далее по тексту – Детский сад) и осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством в сфере образования и здравоохранения, нормативными правовыми актами Администрации МО «Усинск» Республики Коми, Управления образования администрации муниципального округа «Усинск» Республики Коми, Уставом и настоящим Положением. II.Цели и задачи. 2.1.Горячее питание в Детском саду организуется с целью обеспечения воспитанников соответствующими возрастным физиологическим потребностям пищевыми веществами и энергией в соответствии с принципами рационального и сбалансированного питания. 2.2. При организации питания Детский сад, решает задачи: -предоставления гарантированного качества и безопасности питания и пищевых продуктов, используемых для приготовления блюд; -предупреждения (профилактики) среди воспитанников инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания; -организации пропаганды принципов полноценного и здорового питания; -модернизации пищеблока в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, современных технологий. III.Организация питания 3.1. Детский сад обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в ДОО по нормам, в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами РФ обеспечивающее 100% суточного рациона. При этом завтрак должен составлять 20 - 25% суточной калорийности, второй завтрак - 5 %, обед — 30 - 35%, полдник — 10 - 15 %, ужин – 20 – 25%. Вместо полдника и ужина возможна организация уплотненного полдника (30 – 35%). Пищевая ценность рациона питания в МАДОУ не может быть ниже норм физиологической потребности в пищевых веществах. Содержание белков должно обеспечивать 12-15% калорийности рациона, жиров 30-32% и углеводов -55-58% и соотношение «белки, жиры, углеводы составляют 1: 0,9-1,2; 3,6-4,8. 3.2. Организация питания возлагается на Детский сад. 3.3.Продукты питания приобретаются в соответствии с Договором в торгующих организациях при наличии разрешения службы санитарно - эпидемиологического надзора на их использование в дошкольных учреждениях. 3.4.Пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности ребенка дошкольного возраста и не должны оказывать на него вредного воздействия. 3.5.Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации детям дошкольного возраста должны соответствовать санитарным правилам. 3.6.Питание детей в ДОО осуществляется в соответствии с примерным десятидневным меню, разработанным для двух возрастных категорий: для детей с 1 года до 3-х лет и для детей от 3 до 7 лет с учетом пищевой ценности отдельных видов блюд, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей дошкольного возраста и утвержденного заведующим Детским садом. Примерное меню должно содержать всю информацию, предусмотренную в рекомендуемой форме примерного меню (СанПиН 2.3/2.4.3590-20) а именно: прием пищи, наименование блюда, его выход, пищевую (белки, жиры, углеводы) и энергетическую ценность блюда; содержание витамина «С», ссылку на рецептуру блюда. При составлении меню следует учитывать национальные и территориальные особенности питания населения и состояние здоровья детей, рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов 3.7.На основе примерного 10-дневного меню ежедневно, на следующий день составляется меню-требование и утверждается заведующим. 3.8. Объем пищи и выход блюд должны строго соответствовать возрасту ребенка. 3.9. Для детей в возрасте от 1 до 3 лет и от 3 до 7 лет меню-требование составляется отдельно. При этом учитываются: рекомендуемый суточный набор продуктов для организации питания детей для каждой возрастной группы (приложение № 7 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20); суммарные объемы блюд по приемам пищи (приложение № 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20); нормы физиологических потребностей; нормы потерь при холодной и тепловой обработке продуктов; выход готовых блюд; нормы взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд; данные о химическом составе блюд; требования Роспотребнадзора в отношении запрещенных продуктов и блюд, использование которых может стать причиной возникновения желудочнокишечного заболевания, отравления. сведениями о стоимости и наличии продуктов. 3.10. Меню-требование является основным документом для приготовления пищи на пищеблоке. 3.11.Вносить изменения в утвержденное меню-требование, без согласования заведующего запрещается. 3.12.При необходимости внесения изменения в меню (несвоевременный завоз продуктов, недоброкачественность продукта) медсестрой и заведующим складом составляется объяснительная с указанием причины. В меню-требование вносятся изменения и заверяются подписью заведующего. Исправления в меню-требовании не допускаются. 3.13. Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая меню на раздаче, в приемных групп, с указанием полного наименования блюд и нормой их выхода. Для детей с пищевыми аллергиями в меню должны быть указаны сведения о замене блюд. 3.14. Медицинский работник обязан присутствовать при закладке основных продуктов в котел и проверять блюда на выходе. 3.15. Объем приготовленной пищи должен соответствовать количеству детей и объему разовых порций. 3.16.Выдавать готовую пищу детям следует только с разрешения бракеражной комиссии в составе повара, медработника, представителя администрации, после снятия ими пробы и записи в бракеражном журнале результатов оценки готовых блюд. При этом в журнале отмечается результат пробы каждого блюда. 3.17.В целях профилактики гиповитаминозов, непосредственно перед раздачей, медицинским работником или поваром осуществляется С- витаминизация III блюда в случае отсутствии в рационе витаминизированных напитков. Детский сад обязан информировать родителей о витаминизации. Количество витаминизированного напитка должно обеспечивать не более 15% суточной потребности детей в витаминах. 3.18. Выдача пищи на группы осуществляется строго по графику, утвержденному заведующим Детским садом. График выдачи пищи с нормами выхода блюд размещаются в информационном уголке на раздаче. 3.19.Организация питания детей в группах: 3.19.1.Работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается: -в создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи; -в формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми. 3.19.2.Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещается. 3.19.3. Перед раздачей пищи детям младший воспитатель обязан: -промыть столы горячей водой с мылом; -тщательно вымыть руки; -надеть специальную одежду для получения и раздачи пищи; -проветрить помещение; -сервировать столы в соответствии с приемом пищи. 3.19.4. К сервировке столов могут привлекаться дети с 3 лет. 3.19.5. С целью формирования трудовых навыков и воспитания самостоятельности во время дежурства по столовой воспитателю необходимо сочетать работу дежурных и каждого ребенка (например: салфетницы собирают дежурные, а тарелки за собой убирают дети). 3.19.6. Во время раздачи пищи категорически запрещается нахождение детей в обеденной зоне. 3.19.7. Подача блюд и прием пищи в обед осуществляется в следующем порядке: -во время сервировки столов на столы ставятся хлебные тарелки с хлебом; -разливают III блюдо; -в салатницы, согласно меню, раскладывают салат (порционные овощи); -подается первое блюдо; -дети рассаживаются за столы и начинают прием пищи с салата (порционных овощей); -по мере употребления детьми блюда, младший воспитатель убирает со столов салатники; -дети приступают к приему первого блюда; -по окончании, младший воспитатель убирает со столов тарелки из-под первого; -подается второе блюдо; - прием пищи заканчивается приемом третьего блюда. 3.19.8. В группах раннего возраста детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, докармливают детей воспитатель и младший воспитатель. IV. Контроль за организацией питания 4.1.Заведующий детским садом создаёт условия для организации питания детей, несёт персональную ответственность за организацию питания детей в учреждении, представляет Учредителю необходимые документы по использованию денежных средств. 4.2.Распределение обязанностей по организации питания между заведующим детским садом, медицинским работником, работниками пищеблока, заведующим складом отражаются в должностной инструкции. 4.3.Контроль за правильной организацией питания детей, воспитывающихся в детском саду, осуществляется заведующим. 4.3.1.Заведующий несет ответственность за правильную организацию питания детей: -утверждает приказом план контроля за организацией питания на учебный год; -следит за правильным использованием ассигнований на питание; -контролирует деятельность хозяйственных работников по составлению своевременных заявок в торгующие организации на необходимое количество продуктов; -следит за соответствием получаемых продуктов действующему натуральному набору продуктов для дошкольных учреждений; -следит за соблюдением санитарно-гигиенических требований при приготовлении и раздаче пищи, периодически проверяют организацию питания детей в группах; -следит за качеством доставляемых в дошкольное учреждение продуктов, организацией их правильного хранения, соблюдение сроков реализации. Результаты проверки фиксируются в журнале бракеража сырья; -составлением меню-требований; -качеством приготовления пищи, соответствием ее физиологическим потребностям детей в основных пищевых веществах; - санитарным состоянием пищеблока; -соблюдением правил личной гигиены работниками; -организацией питания детей в группах. -Медицинский работник проводит ежедневный медицинский осмотр работников пищеблока с обязательной фиксацией результатов осмотра в Журнале здоровья, следит за своевременностью прохождения работниками санминимума. 4.4. Для осуществления контроля качества доставляемых продуктов и соблюдения санитарно-гигиенических требований при приготовлении и раздаче пищи приказом заведующего создается бракеражная комиссия. Бракеражная комиссия состоит из 3 членов. В состав комиссии входят: -Заведующий (старший воспитатель) (председатель комиссии); -медицинская сестра; -шеф - повар. 4.5. Бракеражная комиссия: - периодически присутствует при закладке продуктов, проверяет выход блюд; - проводит органолептическую оценку готовой пищи, т. е. определяет ее цвет, запах, вкус, консистенцию, жесткость, сочность и т. д.; -проверяет соответствие объемов приготовленного питания объему разовых порций и количеству детей. 4.6. Результаты проверки выхода блюд, их качества отражаются в журнале бракеража готовой продукции. В случае выявления каких-либо нарушений, замечаний бракеражная комиссия вправе приостановить выдачу готовой пищи на группы до принятия необходимых мер по устранению замечаний. 4.7.Замечания и нарушения, установленные бракеражной комиссией в организации питания, заносятся в журналы бракеража сырья и готовой продукции. V.Финансирование питания. 5.1. Организации питания входит в комплекс мер по присмотру и уход за детьми в Детском саду вместе с хозяйственно-бытовым обслуживанием детей, обеспечением соблюдения ими личной гигиены и режима дня в Детском саду. 5.2. За присмотр и уход за детьми в Детском саду родительская плата взимается в соответствии со ст.65 закона об образовании и постановлением о порядке расчета, установления и взимания родительской платы. 5.3. Перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательной организации, входят затраты на приобретение продуктов питания, моющих средств, мягкого и хозяйственного инвентаря. 5.4. В размер родительской платы за присмотр и уход за детьми не допускается включение расходов на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества образовательной организации, создание условий для присмотра и ухода за детьми и содержание детей в образовательной организации. 5.5. Родительская плата за присмотр и уход за детьми, расходуется на организацию и осуществление присмотра и ухода за детьми в образовательной организации, в первую очередь на питание воспитанников и организацию режима дня воспитанников. 5.6. Питание воспитанников осуществляется за счет следующих источников: за счет средств местного бюджета организовано питание: детей-инвалидов; детей сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей с туберкулёзной интоксикацией (на период лечения). за счет средств местного бюджета и родительской платы организовано питание: детей из многодетных семей, имеющих трёх и более несовершеннолетних детей; детей из малоимущих семей, средний совокупный доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в Республике Коми. за счёт средств родительской платы организовано питание детей остальных категорий родителей (законных представителей). 5.7. Финансовое обеспечение питания отнесено к компетенции заведующего Детского сада, главного бухгалтера. 5.8. Начисление оплаты за питание производится бухгалтерией Детского сада на основании табелей посещаемости, которые заполняют воспитатели. Число дето/днёй по табелям посещаемости должно строго соответствовать числу детей, состоящих на питании в менютребовании. Бухгалтерия, сверяя данные, осуществляет контроль рационального расходования бюджетных средств и внебюджетных средств.