ПОЛОЖЕНИЕ о ситуационной помощи инвалидам

■

——
гт

Муниципальное автономное
дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 23»
Усинска
г. Усинска

Утверждено приказом
заведующего МАДОУ
«Детский сад № 23» г.
от 09.01.2023 г. № 07

Принято на заседании
Общим собранием работников
протокол № 3 от 09.01.2023 г.

Положение
о ситуационной помощи инвалидам и лицам с ограниченными
возможностями в муниципальном автономном дошкольном
образовательном учреждении
«Детский сад № 23» г. Усинска
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным
законом № 419 ФЗ от 01 декабря 2014 г "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты
инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", Приказом №
527н от 30 июля 2015 г. "Об утверждении порядка обеспечения условий
доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере груда,
занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом
необходимой помощи", утверждённого приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации, Уставом муниципального
автономного образовательного дошкольного учреждения «Детский сад № 23» г.
Усинска. (далее - МАДОУ «Детский сад № 23» г. Усинска).
1. Область применения
1.1 Настоящее положение устанавливает порядок организации и алгоритм
оказания ситуационной помощи инвалидам и лицам с ограниченными
возможностями здоровья (далее по тексту - инвалиды), обеспечение условий для
беспрепятственного доступа.
1.2. Действие настоящего положения распространяется на посетителей
МАДОУ «Детский сад № 23» г. Усинска.
2. Общие положения
2.1. МАДОУ «Детский сад № 23» г. Усинска организует оказание услуг
людям с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Федеральным
законом от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" и настоящим Положением.
2.2. Для обеспечения избирательности мер социальной поддержки
инвалидов в различных жизненных ситуациях в детском саду используется

■"

■

——
гт

алгоритм оказания ситуационной помощи с опорой на буквенный кодификатор
категорий инвалидности, дифференцированный по преимущественному виду
помощи, в которой нуждается инвалид.
3. Буквенные коды и категории инвалидности
3.1. Для реализации ситуационной помощи каждой группе инвалидов
нормативно установлен код (буквенный), который позволяет систематизировать
деятельность МАДОУ «Детский сад № 23» г. Усинска по определению и
предоставлению видов услуг инвалидам и видов помощи, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
3.2. Основные категорий инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи
представлены в таблице 1.
Таблица 1. Основные категорий инвалидов, нуждающихся в ситуационной
помощи.
№ п/п Код

1

2

3

4

Преимущественный вид помощи Ситуационная помощь
Нуждается
в
частичном
К
инвалид постороннем уходе и помощи, в т.ч. Нуждается
в
помощи
передвигается
в вне дома, в связи с выраженным посторонних лиц (персонала)
коляске
ограничением
способности
к при передвижении вне дома.
мобильности
Нуждается
в
частичном
С - инвалид слепой и постороннем уходе и помощи и Инвалид по зрению (слепой).
сопровождении, в т.ч. вне дома, в Нуждается в помощи
слабовидящий
ограничен
в связи со значительно выраженным (сопровождение) посторонних
и
выраженным
ограничением лиц (персонала) вне дома.
ориентации
способности к ориентации (слепые
и слабовидящие).
Нуждается
в
частичном
О-с
в
помощи
постороннем уходе и помощи, в т.ч, Нуждается
поражением
вне дома, в связи с выраженным посторонних лиц (персонала) в
опорно
и
при
ограничением
способности
к самообслуживании
двигательного
самообслуживанию и бытовой передвижениях вне дома.
аппарата
жизни.
Нуждается в специализированной
помощи (сурдопереводчика) при
формальных
взаимоотношениях При
формальных
Г
инвалид (преимущественно вне дома) в
взаимоотношениях вне дома
глухонемой
или связи со значительно выраженным
нуждается
в
услугах
глухой
и
выраженным
ограничением сурдопереводчика
способности
к
общению
и
межличностному взаимодействию
(глухонемые, глухие).

■"

■

——
гт

5

Составляют
инвалиды
с
выраженными (тяжелые проблемы)
умственных
У
инвалид нарушениями
сопровождение и помощь в
ограничен в общении функций.
посещении
учреждения ориентации (вход/выход);
и контроле за своим При
здравоохранения
инвалидам
с ознакомление с расположенной
поведением
кодом «У» ситуационная помощь в учреждении информацией;
оказывается сопровождающим их помощь
в
заполнении
лицам сотрудником учреждения документов
(уточнить
при возникающих затруднениях. информацию)

4 Обеспечение условий для беспрепятственного доступа
1.В отношении новых объектов, вводимых в строй после 1 июля 2016 года в
результате строительства, капитального ремонта, реконструкции, модернизации,
руководителями организаций (собственниками объектов) должны приниматься
меры по обеспечению исполнения обязательных требований доступности,
предусмотренных документами в проектировании и строительстве
(вступившими в силу 1 июля 2015 года).
В отношении действующих объектов, введенных в строй ранее,
руководителями этих учреждений (собственниками объектов) для обеспечения
доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к месту предоставления
услуги должны быть организованы возможные, с точки зрения разумного
приспособления, ремонтные мероприятия, нацеленные на решение вопросов
доступности - с учетом положений документов в проектировании и строительстве
(там, где это возможно).
2. Принимаемые в таких случаях меры должны быть согласованы с
общественными организациями инвалидов. Может быть организовано, когда это
возможно, предоставление услуг по месту жительства инвалида или в
дистанционном формате.
Также должна быть организована помощь на объекте силами персонала,
включая сопровождение маломобильных граждан на объекте и помощь в
преодолении барьеров, мешающих получению услуг на объекте.
И в обязательном порядке должно быть организовано должное
информационное обеспечение с необходимым дублированием звуковой,
зрительной информации, тактильной - с учетом особенностей восприятия.
3.Для организации работы на объекте по оказанию помощи
инвалидам разрабатывается и утверждается приказом руководителя:
 Положение об организации доступности объекта и предоставляемых услуг
с сопровождением инвалидов на объекте, или Правила оказания услуг

■"

■

——
гт













инвалидам и иным МГН, или Политика обеспечения условий доступности
для инвалидов и других маломобильных граждан объектов и
предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой
помощи в учреждении (организации);
назначаются ответственные сотрудники за организацию работ по
обеспечению доступности объекта и услуг в учреждении;
должностные инструкции персонала (вносимые изменения в
должностные инструкции), ответственного за оказание помощи инвалидам
и сопровождение их. на объекте;
порядок проведения инструктажа в учреждении;
форма учёта проведения инструктажа персонала;
Приказ о назначении ответственных сотрудников за организацию и
проведение работы в учреждении по обеспечению доступности объектов и
услуг для инвалидов;
Должностная инструкция ответственного сотрудника за организацию
работы по обеспечению доступности объекта и услуг и инструктаж
персонала в учреждении.
Журнал учета проведения инструктажа персонала по вопросам,
связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг.
Памятка для инвалидов по вопросам получения услуг и помощи со
стороны персонала на объекте.

4. ФЗ- 181 «О социальной защите инвалидов в РФ»
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и
транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом
потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или
капитального ремонта должны принимать согласованные с однам из
общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на
территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для
обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это
возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства
инвалида или в дистанционном режиме.
Этапы адаптации:
1 этап
(неотложные меры)
Что предлагается планировать и исполнять в ближайшее время (после
обследования объекта) - в текущем году (организационные и приобретение TCP)

4 Обеспечение условий для беспрепятственного доступа
1.В отношении новых объектов, вводимых в строй после 1 июля 2016 года в
результате строительства, капитального ремонта, реконструкции, модернизации,

■"

■

——
гт

руководителями организаций (собственниками объектов) должны приниматься
меры по обеспечению исполнения обязательных требований доступности,
предусмотренных документами в проектировании и строительстве
(вступившими в силу 1 июля 2015 года).
2 этап
(отложенные меры)
требуют более длительной подготовки и реализации, в том числе планирования
средств на их исполнение (подготовку проектно-сметной документации и
последующего выполнения ремонтных работ), они могут быть запланированы и
реализованы в предстоящем финансовом периоде
Организационные мероприятия адаптации объекта и услуг МГН включают:
1.помощь со стороны персонала (сопровождение МГН по ОСИ)
2.обучение персонала ОСИ (сопровождению и оказанию содействия инвалиду с
использованием TCP, сурдопереводу)
3.организация альтернативного формата обслуживания МГН:
на дому, в ином месте пребывания (в том числе, в стационарном учреждении
социального, медицинского обслуживания, образовательном),
дистанционно,
в другом учреждении (выделенном по кустовому принципу).
4. организация информационного обеспечения МГН
(с учетом нарушений восприятия);
справочно-диспетчерская служба на ОСИ
(с сурдопереводом с видеотелефонной связью);
мнемосхема (план объект, участка) и информационные знаки с тактильным
дублированием информации;
инфокиоск (терминал) с видео- и акустической информацией;
развитие интернет - ресурса (карты доступности) с озвучиванием текста.
Подготовка персонала
Весь персонал организации, имеющий отношение к обслуживанию
инвалидов разделен на 4 группы:
Группа 1. Вспомогательный персонал, к которой относится персонал, не
имеющий непосредственных контактов с инвалидами на объекте, при
обслуживании (дворники, персонал служб технической эксплуатации объекта,
уборщицы, офисные работники, осуществляющие вспомогательные функции
(бухгалтерия, канцелярия и т.д.).
Группа 2. Вспомогательный персонал, к которому относится персонал, имеющий
непосредственные контакты с инвалидами на объекте (охрана, персонал
сервисных предприятий).
Группа 3. Обслуживающий персонал. Персонал непосредственно участвующий
в обслуживании инвалидов (информационное обслуживание, оказание услуг
организации).
Группа 4. Персонал, организующий обслуживание инвалидов на объектах
организации (должностные лица, ответственные за организацию обслуживания

■"

■

——
гт

посетителей, за организацию обслуживания инвалидов, за профессиональную
подготовку персонала).
Управленческие решения
в целях последовательного повышения уровня доступности объекта и условий
для предоставления на нем услуг с учетом потребностей инвалидов:
 вносятся в Паспорт доступности;
 учитываются в планах развития объекта;
 используются при составлении смет капитального и текущего ремонта,
реконструкции, модернизации объекта;
 отражаются в графиках переоснащения объекта и закупки нового
оборудования;
 включаются в задания на проектирование, в технические задания на
разработку проектно-сметной документации на строительство, при
необходимости, на оснащение приспособлениями и оборудованием вновь
вводимых в эксплуатацию объектов (для обеспечения полного
соответствия требованиям доступности объектов для инвалидов с 01 июля
2016 года).


















Технические средства (TCP) для адаптации ОСИ и услуг
(приобретение и установка на ОСИ):
средства информирования: знаки доступности объектов, информационные
таблички, стенды, мнемосхемы информационные терминалы
системы оповещении беспроводная система вызова помощника (кнопка
вызова), светозвуковой информатор, звуковой маяк, индукционные
системы
вспомогательные устройства для преодоления перепада высот (съемные и
приставные пандусы и аппарели), поручни
средства
передвижения
(кресло-коляска,
ходунки,
подъемник
«лестницеход», «скаломобиль» и др.)
автоматические устройства для открывания дверей
Ремонтные работы для адаптации ОСИ:
Устройство пандусов;
Расширение дверных проёмов;
Демонтаж дверных порогов;
Установка подъемных устройств;
Установка поручней, перил;
Замена напольных покрытий;
Устройство разметки;
Переоборудование и приспособление мест оказания услуг (кабинетов,
залов, комнат, кабин);
Оборудование санитарно-гигиенических помещений;

■"

■

——
гт

 Оборудование информационных уголков систем связи.
4.1. В целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа в здания и
помещения, нуждающихся в ситуационной помощи:
а)
оборудована система сигнализации и оповещения лиц с ограниченнымивозможностями, способствующая обеспечению безопасности обучающихся в
соответствии с СНиП 21-01 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" и
ГОСТ 12.1.004 "Система стандартов безопасности труда. Пожарная
безопасность. Общие требования";
б)
здания и сооружения оборудованы элементами доступности (пандусы,
поручни, широкие дверные проемы, кнопка вызова персонала и др.) в
соответствии с требованиями к доступности среды для маломобильных граждан.
Требования к обеспечению условий для беспрепятственного доступа в здания и
помещения инвалидов по категориям приведены в таблице 2.
Таблица 2. Требования к обеспечению условий для беспрепятственного
доступа в здания и помещения наличие приспособленной входной группы здания
для ЛОВЗ (пандусы и другие устройства и приспособления)
Функциональная зона

Обеспечение условий для беспрепятственного
доступа

Наличие
приспособленной
- имеется вход с минимальным перепадом высот,
входной группы здания для ЛОВЗ
оборудованный пандусом и звонком вызова
(пандусы и другие устройства и
персонала
приспособления)
Оснащение зданий и сооружений
системами
противопожарной все кабинеты оснащены дымовыми извещателями,
сигнализации и оповещения с коридоры
противопожарной
звуковой
дублирующими
световыми сигнатизацией
с
дублирующими
световыми
устройствами
устройствами;
пути эвакуации обозначены на стенах знаками.

5 . Алгоритм оказания ситуационной помощи инвалидам
5.1. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «К»
5.1.1. Организационные мероприятия:
а)
в МАДОУ «Детский сад № 23 г. Усинска вахтер (дежурный,
администратор) помогает инвалиду на коляске войти и выйти из здания и при
передвижении внутри здания;
б)
на здании детского сада установлена кнопка вызова помощи.
При нахождении инвалида с кодом «К» ему оказывается ситуационная помощь:
а)
при входе и выходе из здания;
б)
при перемещении внутри здания;
в)
в гардеробе - помочь раздеться и одеться (при необходимости и внутри
помещения);
г)
при посещении туалета, при необходимости и в случае вызова.
Действия персонала при оказании ситуационной помощи в соответствии с
кодами категорий инвалидности.

■"

■

——
гт

Вахтер (дежурный, администратор):
а)
услышав звонок посетителя с ограничением передвижения (на коляске,
костылях), выходит на улицу, открывает входные двери;
б)
оказывает помощь при входе в здание;
в)
уточняет, в какой помощи нуждается посетитель, цель посещения;
г)
сообщает сотрудникам о необходимости оказания помощи для посещения
посетителя с ограничением передвижения;
е) оказывает помощь при выходе из детского сада.
Сотрудник, оказывающий помощь:
а)
оказывает помощь при одевании и раздевании;
б)
в случае необходимости оказывает помощь при передвижении внутри
здания, сопровождает по кабинетам, сопровождает до гардероба;
в)
при необходимости оказывает помощь при посещении туалета.
Правила поведения при общении с людьми, испытывающими трудности при
передвижении, приведены в приложении А.
5.2. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «С»
5.2.1. При нахождении инвалида с кодом «С», ему оказывается ситуационная
помощь:
а)
при входе и выходе из здания;
б)
при перемещении внутри здания;
в)
при подъеме и спуске с лестницы;
г)
в гардеробе - при раздевании и одевании;
д)
при необходимости оказывается помощь в туалете.
5.2.2. Действия персонала при оказании ситуационной помощи в соответствии с
кодами категорий инвалидности.
5.2.3.1. Вахтер (дежурный, администратор):
а)
по монитору системы видеонаблюдения видит посетителя с ограничением
в самообслуживании;
б)
встречает слепого инвалида на улице (на входе в здание);
в)
открывает входные двери;
г)
помогает войти в здание;
д)
берет посетителя под локоть и сопровождает до сотрудника, который будет
оказывать помощь;
е)
оказывает помощь при выходе из здания;
5.2.3.2. Сотрудник, оказывающий помощь:
а)
помогает при одевании и раздевании;
б)
сопровождает до нужного кабинета, придерживая его под локоть;
в)
оказывают помощь при ориентации в помещении.
Правила поведения при общении с людьми, имеющим плохое зрение,
приведены в приложении А.
5.3. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «О»

■"

■

——
гт

5.3.1 Для облегчения входа и выхода сотрудник, оказывающий помощь,
открывает и закрывает дверь.
5.3.2 При нахождении инвалида с кодом «О» в помещениях, ему оказывается
ситуационная помощь при всех действиях при передвижении или выполняемых
руками:
а)
при входе и выходе из здания, открывании и закрывании дверей;
б)
в гардеробе - при раздевании и одевании;
в)
необходимо помочь инвалиду оформить необходимую документацию.
5.3.3 Действия персонала при оказании ситуационной помощи в соответствии с
кодами категорий инвалидности.
5.3.3.1. Вахтер:
а)
по монитору системы видеонаблюдения видит посетителя с ограничением
в
самообслуживании;
б)
встречает инвалида на улице (на входе в здание);
в)
открывает входные двери;
г)
помогает войти в здание;
д)
приглашает сотрудника для оказания помощи;
е)
оказывает помощь при выходе из здания.
5.3.3.2. сотрудник, оказывающий помощь:
а)
помогает при одевании и раздевании;
б)
сопровождает до нужного кабинета.
5.4. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «Г»
5.4.1. Инвалид глухой при формальном общении нуждается в услугах
сурдопереводчика. Ситуационная помощь инвалиду оказывается во всех
помещениях, где' отсутствует письменная информация об услугах,
предоставляемых МБДОУ «ДС ОВ № 8» г. Усинска.
5.4.2. При плановом посещении объекта инвалиду с кодом «Г» необходимо
заранее обращается за сурдопереводчиком или сопровождающим лицом.
5.4.3. Во время пребывания инвалида в школе сурдоперевочик сопровождает
инвалида по территории, знакомит с письменной информацией о проводимых
мероприятиях, участвует в проведении реабилитационных мероприятий,
оказывая услуги по сурдопереводу.
5.4.4. При отсутствии сурдопереводчика сотрудник, оказывающий помощь,
знакомит инвалида с письменной информацией о порядке оказания социальных
услуг и другой запрашиваемой инвалидом информации.
6 Ответственность
6.1. МАДОУ «Детский сад № 23» г. Усинска несет ответственность перед
инвалидом за убытки и моральный вред, причиненные ему вследствие неоказания
или ненадлежащего оказания ему услуги, нарушения его прав и законных
интересов, в том числе разглашения его персональных данных и использования

■"

■

——
гт

сотрудниками детского сада своего служебного положения в целях
несоответствующих интересам инвалида.
6.2. Для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими посетителями,
сотрудникам необходимо оказывать ситуационную помощь в зависимости от
вида и выраженности имеющегося у инвалида нарушения здоровья с учетом
буквенного кода и той ситуации, в которой находится инвалид.
6.3. При оказании ситуационной помощи работники детского сада обязаны
соблюдать и защищать права и интересы инвалидов и обеспечивать
конфиденциальность персональных данных и сведений о содержании
оказываемых им услуг.

■"

■

——
гт

Приложение 1
Правила поведения при общении с инвалидами
Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и
как делать.
Когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те,
кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку
(правую или левую), что вполне допустимо.
Общение с людьми, испытывающими трудности при передвижении
-Помните, что инвалидная коляска - неприкосновенное пространство человека.
Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать
катить коляску без согласия инвалида - то же самое, что схватить и понести человека без
его разрешения.
-Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее.
-Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру
с длинным ворсом.
-Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко
следуйте инструкциям.
-Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска
быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия.
Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их
можно устранить.
-Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по
плечу.
-Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне.
Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
-Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек
имел возможность принимать решения заранее.
-Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет
проблем со зрением, слухом и пониманием.
-Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской - это
трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения.
Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности
ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они
используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.
Общение с людьми с плохим зрением и незрячими
-Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около
10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и

■"

■

——
гт

очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других - слабое прямое
при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении.
-Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите
так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
-Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях,
лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.
-Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах,
расстояние. Делитесь увиденным.
-Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними
животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.
-Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом.
Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не
просят.
-Если важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его
потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен
подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает
слепого человека от ответственности, обусловленной документом.
-Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а
не к его зрячему компаньону.
-Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных
присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
-Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте
руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему
возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то
Предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
-Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз
называть того, к кому вы обращаетесь.
-Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь,
предупредите его.
-Вполне нормально употреблять слово "смотреть". Для незрячего человека это
означает "видеть руками", осязать.
-Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно
сопровождаются жестами, выражений вроде "Стакан находится где-то там на столе".
Старайтесь быть точными: "Стакан посередине стола".
-Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его
движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
-При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к
ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего
человека не закладывайте руки назад - это неудобно.
Общение с людьми, испытывающими затруднении в речи

■"

■

——
гт

-Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их - в
ваших интересах.
-Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в
речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою
мысль.
-Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком
с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше,
извинившись, договориться об общении в другое время.
-Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте
этой беседе все ваше внимание.
-Не думайте, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта
человека.
-Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
-Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь
переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более
медленном темпе, возможно, по буквам.
-Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не
перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.
-Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш
собеседник использовать другой способ - написать, напечатать.
-Когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении,
слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу.
Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы
понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет
человеку ответить вам, а вам - понять его.

■"

■

——
гт
Приложение 2

Рекомендации по использованию слов и понятий при общении с
инвалидами

ИСПОЛЬЗУЙТЕ
Слова и понятия, не создающие
стериотипы:
Человек с инвалидностью

ИЗБЕГАЙТЕ
Слов и понятий, создающих
стериотипы
Человек с ограниченными
возможностями, больной,
искалеченный, покалеченный,
неполноценный, калека, с
дефектом здоровья, с недостатком
здоровья.
При сравнении с людей с инвалидностью и без инвалидности:
Не инвалид, человек без инвалидности Нормальный/здоровый
Человек, использующий инвалидную
Прикованный к инвалидной
коляску; человек на коляске; человек с
коляске, паралитик,
парализованными ногами
парализованный
«Колясочник» - приемлемо в среде общения людей с инвалидностью
Врожденная инвалидность, инвалид с
детства
Имеет ДЦП (детский церебральный
паралич), человек (ребенок, дети) с
ДЦП
Человек, перенесший полиомиелит /
имеет инвалидность в результате...;
человек, который перенес болезнь / стал
инвалидом в результате...
Человек с особенностями развития / с
особенностями в развитии, человек с
ментальной инвалидностью, с
особенностями ментального развития
Ребенок с особенностями развития
Дети с инвалидностью
Дети с особыми образовательными
потребностями

Врожденный дефект / увечье /
несчастье
Страдает ДЦП, болеет ДЦП,
«дэцэпэшник»
Страдает от полиомиелита / от
последствий полиомиелита, жертва
болезни
Отсталый, умственно
неполноценный, с задержкой /
отставанием в развитии, с
интеллектуальной
недостаточностью, с умственной
отсталостью, имбецил, дебил
Слабоумный, «тормоз», с
задержкой / отставанием в
развитии
Дети-инвалиды
Дошкольники-инвалиды

■"

■

——
гт

Человек с синдромом Дауна, ребенок
(дети) с синдромом Дауна
Человек с эпилепсией
Человек с особенностями психического
развития, человек с особенностями
душевного или эмоционального
развития
Незрячий, слабовидящий человек, с
инвалидностью по зрению
Неслышащий / глухой слабослышащий
человек, с инвалидностью по слуху,
пользующийся жестовой речью

С болезнью Дауна, «даун»,
«монголоид»,»даунята» (о детях с
синдромам Дауна)
Эпилептик, припадочный,
страдающий эпилептическими
припадками
Псих, сумасшедший, люди с
психиатрическими проблемами,
душевнобольные люди, люди с
душевным или эмоциональным
расстройством
Слепой, совершенно слепой

Глухой как пень, человек с
нарушением слуха, человек
(ребенок) с остатками слуха,
глухонемой
ПРИМЕЧАНИЕ: «Слепой», «глухой», «с нарушением слуха», «с нарушением
в развитии», «с психическим расстройством» - такие словосочетания
привычны для людей с инвалидностью, но в остальном обществе они
способствуют формированию взгляда на человека с инвалидностью, как на
человека с медицинскими проблемами.

■"


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.