Приложение 2 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23» г. Усинска Утверждено приказом заведующего МАДОУ «Детский сад № 23» г. Усинска от 09.01.2023 г. № 07 Принято на заседании Общим собранием работников протокол № 3 от 09.01.2023 г. Инструкция о порядке оказания ситуационной помощи инвалидам и другим маломобильным гражданам при посещении объектов и помещений муниципального автономного дошкольного учреждения «Детский сад № 23» г. Усинска 1. Общие положения Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», сводом правил СП 59.13330.2016 «СНИП 35-012001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 605, Методическими рекомендациями «О потребностях в помощи различных групп инвалидов при оказании услуг на объектах социальной инфраструктуры» - Общероссийской общественной организацией «Всероссийское общество инвалидов». Инструкция предназначена для работников муниципального автономного дошкольного учреждения «Детский сад № 23» г. Усинска (далее -Детский сад), ответственных за оказание ситуационной помощи инвалидам и другим маломобильным гражданам при осуществлении их личного приема в организации (далее .ответственные специалисты). В настоящей Инструкции используются понятия, принятые в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Кроме того, в Инструкции используются следующие понятия: ситуационная помощь это помощь, оказываемая ответственным специалистом инвалиду в целях преодоления барьеров, препятствующих ему получать все услуги, оказываемые населению, наравне с другими лицами; маломобильные граждане - это лица пенсионного возраста; граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски; другие лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления и (или) собак проводников. 2. Порядок оказания ситуационной помощи инвалидам и другим маломобильным гражданам В целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа в здания и помещения Детского сада инвалидов и других маломобильных граждан, на стоянке автотранспортных средств детского сада выделены места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов и других маломобильных граждан. Знак «парковка для инвалидов» сопровождается информационным стендом об оказании ситуационной помощи и контактным телефоном детского сада 8(82144)4-26-35. Приказом МАДОУ «Детский сад № 23» г. Усинска назначаются работники, ответственные за оказание ситуационной помощи инвалидам и другим маломобильным гражданам. При нахождении инвалида или маломобильного гражданина в помещениях Детского сада, оказывается ситуационная помощь: -при входе и выходе из здания; -при перемещении внутри здания, при подъеме и спуске с лестницы; -в гардеробе - помочь раздеться и одеться. Действия сотрудника детского сада при оказании ситуационной помощи инвалиду или маломобильному гражданину: по монитору видеонаблюдения видит посетителя с ограничением передвижения (на коляске, костылях, с белой тростью), выходит на улицу, открывает входные двери; оказывает помощь при входе в здание; уточняет, в какой помощи нуждается инвалид или маломобильный гражданин, цель посещения МАДОУ «Детский сад № 23» г. Усинска; в зависимости от цели визита сообщает ответственному за оказание ситуационной помощи специалисту из числа административно- управленческого персонала, а в случаях их отсутствия лицам их замещающих или дежурным администраторам о посещении инвалидом или маломобильного гражданина с ограничением передвижения. До прибытия ответственного специалиста, сотрудник детского сада направляет инвалида или маломобильного гражданина к месту ожидания в холле и обеспечивает его сопровождение до места ожидания следующими методами: а) инвалиду с нарушением слуха ладонью указывается на стул в зоне ожидания (приглашающий жест) и предлагается на него сесть; инвалиду с нарушением зрения сначала дается возможность сориентироваться в пространстве. Необходимо прикоснуться к его плечу или руке, предложить пройти к месту ожидания, сопровождая движение или поддержкой инвалида за локоть/руку, или направлять его словами (немного левее, правее); б) оказывает помощь при выходе из здания детского сада. Действия ответственного специалиста при оказании ситуационной помощи инвалиду или маломобильному гражданину: при встрече с инвалидом или маломобильным гражданином ответственный специалист должен сообщить свою фамилию, имя, отчество, занимаемую должность и выяснить, по какому вопросу обратился гражданин, В зависимости от физических особенностей человека, личный прием осуществляется в холле первого этажа (при сложностях с передвижением), или в кабинете ответственного специалиста; в случае препровождения инвалида или маломобильного гражданина в кабинет, ответственный специалист должен соблюдать следующие нормы: а) инвалиду с нарушением слуха предлагается следовать за собой. Слова сопровождаются доступными и понятными жестами. В кабинете указать рукой место, куда инвалид может присесть; б) инвалиду с нарушением зрения необходимо предложить помощь по сопровождению в кабинет. Предложить незрячему самому выбрать, с какой стороны ему удобно идти (обычно это свободная от трости сторона), при передвижении инвалид держится за специалиста рукой. При спуске или подъеме по ступенькам вести незрячего перпендикулярно к ним и обязательно показать перила. Проходя двери или узкие проходы, всегда идти впереди, рукой направляя инвалида так. чтобы он шел следом за в) инвалид, испытывающий трудности при передвижении, сопровождается только в кабинеты, расположенные на первом этаже МАДОУ «Детский сад № 23» г. Усинска. При сопровождении предлагается необходимая помощь, которая может быть оказана при передвижении по зданию; г) инвалиду с нарушениями интеллекта предлагается следовать за собой, перед ним открывается дверь, и предлагается занять место посетителя; Организация личного приема инвалида с нарушением слуха: а) для привлечения внимания необходимо назвать инвалида по имени и отчеству, а, в случае отсутствия реакции, слегка прикоснуться к его руке или привлечь внимание жестом руки, б) в случае сложностей с устным общением предлагается вести диалог в письменном виде; в) при возникновении необходимости ознакомления с документами, предоставляемыми инвалидом, ответственный специалист комментирует документы, которые нужны для решения вопроса, связанного с личным обращением инвалида. В случае предоставления неполного комплекта документов, ответственный специалист в письменном виде сообщает инвалиду перечень недостающих документов; г) соблюдаются общие этические нормы общения с инвалидами с нарушением слуха не указывается на грамматические ошибки, не делаются замечания по устной речи, так как многие инвалиды с нарушением слуха неграмотны; Организация личного приема инвалида с нарушением зрения: а) при общении необходимо учитывать постоянную необходимость инвалида в ориентации в пространстве. Если ответственный специалист перемещается по кабинету или покидает его - свои действия сопровождает голосом. Если в ходе личного приема возникла необходимость приглашения других специалистов, нужно представить их и дать' им возможность выразить голосом свое присутствие: б) при возникновении необходимости ознакомления с документами, предоставляемыми инвалидом, не нарушается порядок их расположения. Необходимо комментировать свои действия и называть документы, которые нужны для решения вопроса, связанного с личным обращением инвалида. В случае предоставления неполного комплекта документов необходимо сообщить в письменном виде информацию о недостающих документах, а также, по просьбе инвалида, записать информацию на его диктофон; в) в случае необходимости подписи инвалида на документе ответственный специалист полностью читает его, убеждается в понятии инвалидом изложенной информации, а также предлагает помощь в подписании документа располагает документ под активную руку, направляет указательный палец этой руки в место, где должна начаться подпись. Инвалид может использовать факсимильное воспроизведение подписи; г) необходимо соблюдать общие этические нормы общения с инвалидом с нарушением зрения - избегать излишней жестикуляции, в случае необходимости чтения документа предупредить инвалида о начале действия, обеспечить отсутствие шумовых явлений в кабинете (отключить или максимально снизить громкость сигналов телефонов, находящихся в кабинете); Организация личного приема инвалида с интеллектуальными нарушениями: при общении необходимо использовать конкретные формулировки, изложенные доступным и понятным языком. Речь должна быть спокойной, без колебаний тембра и скорости изложения информации. При возможности устная информация должна сопровождаться иллюстративными или письменными материалами; По завершению личного приема ответственный специалист сопровождает инвалида или маломобильного гражданина до выхода из детского сада.